Заказать обратный звонок О ФондеКонтакты

Татьяна Князева: социально-нравственная составляющая образования имеет значение

10.05.2014
Одной из наиболее значимых характеристик при оценке образования население считает социально-нравственную составляющую, - Татьяна Князева
Татьяна Князева: социально-нравственная составляющая образования имеет значение

«Одной из наиболее значимых характеристик при оценке образования население Нижнего Новгорода считает социально-нравственную составляющую», - подчеркнула доктор психологических наук, профессор, Татьяна Николаевна Князева, комментируя итоги опроса фонда «Открытая социология», посвященного проблемам и перспективам образования в Нижегородском регионе и в стране.  

21-23 апреля 2014 года Фонд «Открытая социология» провел опрос жителей Нижнего Новгорода о состоянии и перспективах образования в Нижегородском регионе и в стране. Всего было опрошено 1100 человек. Респонденты отвечали на 4 вопроса:

1. Какую оценку Вы бы сегодня поставили уровню российского школьного образования?
2. Что из советской школьной системы Вы бы вернули в современное образование?
3. Какие плюсы и минусы Вы видите в современном школьном образовании?
4. Чему, на Ваш взгляд, нужно еще учить современных школьников?

Свои комментарии на результаты опроса дала завкафедрой общей психологии Нижегородского Государственного Педагогического Университета имени Минина,  доктор психологических наук, профессор - Князева Татьяна Николаевна.

- Результаты проведенного опроса действительно позволили увидеть общую тенденцию ответов респондентов – желание использовать в современной школьной практике опыт советской образовательной системы.  

- Анализ отдельных ответов дает представление о том, что одной из наиболее значимых характеристик при оценке школьного образования  для опрошенных является социально-нравственная составляющая, менее других представленная в структуре образования и воспитания современных школьников. Об этом свидетельствуют данные ответов нижегородцев, высказавшихся за восстановление в школе общественных молодежных организаций, нравственно-патриотической направленности (пионерия/комсомол), за введение специальных мероприятий гражданско-патриотической направленности. Косвенно об этом же свидетельствуют  ответы в пользу единой школьной формы, которая, несомненно, способствует сохранению внешних характеристик нравственного облика школьника.

- Интересны, также, данные, характеризующие те аспекты современного образования, которые многие из опрошенных хотели бы изменить, оценивая их как негативные. По многим опросам подобного плана в этом списке по–прежнему лидируют  негативные оценки ЕГЭ и тестовые формы контроля знаний в процессе обучения. Специалисты объясняют  такое отношение  к этому тем, что  в новейшей истории современного школьного образования еще не сложился необходимый баланс между разнообразными содержательными формами обучения школьников и применением тестовых форм контроля за усвоением этого содержания: поскольку тестовая форма ЕГЭ сегодня является главной формой оценки результатов школьного образования, то процесс обучения  невольно скатывается в сторону тестового «натаскивания»  учащихся на  правильные действия при написании ЕГЭ, при этом учение как интерес к  познанию окружающего для личностного развития теряет смысл.

- Не вдаваясь в полемику по этой многоаспектной проблеме, можно заметить, что и ЕГЭ, и применение тестов, как формы контроля знаний,  может стать более приемлемым и продуктивным, если они будут рассматриваться как равные наряду с другими, прошедшими проверку временем, формами контроля. Этому же будет способствовать создание  тестов контроля знаний (в том числе и ЕГЭ), ориентированных  не на количественную шкалу суммы правильных ответов, а  на критериально-ориентированную систему оценки разносторонних знаний и умений школьника, - принципы такого проектирования тестов хорошо знакомы профессиональным психологам.

- Наконец, оценивая в целом результаты опроса, было бы интересно узнать: респонденты каких возрастов принимали в нем участие. Судя по полученным данным, многие из опрошенных – не очень молодые люди, так как знают и помнят о тех специфических особенностях, которые были присущи именно советской школе (НВП, пионерская организация, единые учебники и т.п.). Этим нижегородцам, наблюдающим современную школу вместе со своими детьми и внуками, есть с чем сравнивать. Однако годы молодости субъективно зачастую более привлекательны, чем зрелые годы. Поэтому было бы полезно и интересно сопоставить данные респондентов по возрастам: тех, кто учится сейчас или недавно закончил школу и тех, кто учился в школе  15-20 (и более) лет назад. Возможно, сравнительные размышления и оценки  нескольких поколений позволят увидеть более конкретную и наглядную картину развития школьного образования, его позитивную и негативную динамику.
________________________________________________________________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ В ЦИФРАХ:

1.Какую оценку Вы бы сегодня поставили уровню российского школьного образования?

Отлично – 3,2%
Хорошо – 23,4%
Удовлетворительно – 44,1%
Плохо – 18,0%
Очень плохо – 2,2%
Затруднились с ответом – 9,1%

2. Что из советской школьной системы Вы бы вернули в современное образование?

Школьную форму 25,2%
Пионерскую организацию/Комсомол 20,1%
Сочинения 14,7%
Устные экзамены 11,4%
Физкультуру/НВП  8,0%
Единые учебники 5,3%
Походы 3,5%
Распределение после института 3,2%
Ничего 3,6%
Затруднились с ответом 5,0%

3. Какие плюсы и минусы Вы видите в современном школьном образовании?

Плюсы:
Разнообразие школ (специализация) 19,9%
Разнообразие в одежде 16,5%
Индивидуальный подход 8,4%
Нет плюсов 6,9%
Затруднились с ответом 48,3%

Минусы:
ЕГЭ 35,0%
Тестирование 18,2%
Снижается общий уровень знаний выпускников 14,4%
Изменяется оценка истории 2,3%
Затруднились с ответом 30,1%

4. Чему, на Ваш взгляд, нужно еще учить современных школьников?

Патриотизму 24,7%
Практическим навыкам 15,3%
Умению найти хорошую работу 13,8%
Общению с людьми 10,3%
Современным технологиям 9,7%
Затруднились с ответом 26,2%


Текст сообщения*
 

Видеоматериалы

Президент РоссииГосударственная дума ФС РФПравительство Российской ФедерацииОфициальный интернет-портал правовой информацииСайт губернатора ШанцеваГородская думаЗСНОАдминистрация города